- Что такое эмотивно-рациональная терапия?
- История эмотивно-рациональной психотерапии
- Теоретические представления рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии
- Модель ABC
- Рациональные и иррациональные верования
- Работа с иррациональными верованиями
- Процесс рационально-эмотивной терапии
- Техники РЭПТ-психотерапии
- 1. Когнитивные техники
- 2. Эмоциональные техники
- 3. Поведенческие техники
- Эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии
- Заключение
Что такое эмотивно-рациональная терапия?
Эмотивно-рациональная терапия (по-другому – рационально-эмоциональная поведенческая терапия «РЭПТ») – это направление в психотерапии, основывающееся на убеждении в том, что психические расстройства берут своё начало с иррациональных когнитивных установок (например: идей, предположений и т. д.). В отличие от психоанализа и других психотерапевтических направлений, РЭПТ не рассматривает прошлый опыт человека.
История эмотивно-рациональной психотерапии
Эмотивно-рациональная психотерапия была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Изначально она была названа рациональной терапией, а в 1961 году стала рационально-эмотивной. Ещё позднее, в 1993 году, получила название рационально-эмотивно поведенческой.
Эллис родился в 1913 году в Питтсбурге, детство провёл в Нью-Йорке. С ранних лет у него развивался диабет. В 12 лет Эллис решил стать писателем, позднее он поступил в Нью-Йоркский колледж на «Деловое администрирование». Однако предпринимательство не стало приоритетным направлением в его жизни, и он вновь обратился к писательству. Эллис написал довольно много произведений, но ни одно из них не было опубликовано.
В молодости Эллис заинтересовался терапией для супружеских пар – это послужило началом его становления психологом. Он поступил в Колумбийский университет на курсы клинической психологии, а после прохождения практики под руководством Карен Хорни, в 1947 году, начал практиковать классический психоанализ.
Однако классический психоанализ Эллиса во многом не устраивал. С 1955 он начал пробовать новые психотерапевтические техники. Причина скептического отношения Эллиса к психоанализу заключается в том, что психоаналитический процесс психотерапии предполагает самостоятельное понимание пациентом содержания конфликта. Эллис же отдавал предпочтение методам, с помощью которых психотерапевт указывает пациенту на конфликт.
В 1995 году Эллис создал собственное психотерапевтическое направление. Несмотря на критическое отношение к психоанализу, он опирался на некоторые психоаналитические принципы. Например, в процессе психотерапии Эллис внимательно следил за эмоциями пациентов.
Но всё же главным отличием и преимуществом РЭПТ стала активная позиция психотерапевта.
В первом исследовании, посвящённому собственному методу психотерапии, Эллис сравнил РЭПТ с ПАО (психоаналитически ориентированной психотерапией) и ортодоксальным психоанализом. Результаты показали, что выраженный положительный эффект ПАО наблюдается в 18% случаев, ортодоксального психоанализа в 13%, а РЭПТ в 45%. Метод РЭПТ оказался наиболее эффективным в применении.
За свою разработку Эллис получил большое количество наград. Например, «За выдающийся профессиональный вклад в развитие знаний» Американской психологической ассоциации и звание «Гуманист года».
Теоретические представления рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии
Главная задача РЭПТ – научить пациента рациональной социальности с помощью изменения его поведения. По большей части, РЭПТ – не лечение, а тренировка и обучение, поэтому психотерапевта следует воспринимать как консультанта в области жизненных навыков.
Согласно РЭПТ проблемы человека являются результатами иррациональных верований. Часто человек становится подверженным некритические усвоенным «нужно» и «должен» и мистическому мышлению. Поэтому, оказавшись в критической ситуации, человек сначала интерпретирует её в соответствии со своими верованиями, а затем действует на основе этих интерпретаций.
Существует три принципа, на основе которых происходит работа с верованиями:
- Проблема человека заключается не в самой проблеме, а в отношении к этой проблеме.
- Приоритет настоящего времени. Не имеет значение, когда человек было приобретено то или иное верование. Важно лишь то, что он до сих пор его придерживается.
- Без работы над своими убеждениями и практики результата достичь невозможно.
Конечное название такого метода психотерапии – рационально-эмотивно-поведенческая. Каждый компонент названия несет в себе определенное значение.
«Рациональная». Здесь присутствует некоторая условность, поскольку нет точного критерия рациональности. Это означает, что Эллис берет за основу здравый смысл и научный подход к лечению. Рациональность выступает как противоположность иррациональности, которую Эллис считает первоисточником внутренних конфликтов.
«Эмоциональная» или «эмотивная». Здесь показывается связь между нашими эмоциями и взглядами, как рациональными, так и иррациональными.
«Поведенческая». Мало поменять взгляд на какое-либо событие, нужно еще и внедрить новый взгляд в жизнь. Таким образом, когнитивные изменения сами по себе ведут нас к результату – наше поведения меняется.
Модель ABC
Ядром психотерапевтической методики РЭПТ является модель ABC. Иначе её называют «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Эта модель описывает причины возникновения тех или иных эмоций и соответствующего им поведения, а также варианты решения возникшего конфликта.
- «A» — активаторы, англ. activating events. – события и мысли в настоящем времени, а также поведение им соответствующее
- «B» — верования, англ. beliefs
- «C» — следствия, англ. consequences
«A», «B» и «C» неразрывны. Ни один из этих элементов не может существовать друг без друга. Например, чтобы изменить «C», необходимо сначала изменить «A» или осознать иррациональность «B».
Рациональные и иррациональные верования
Рациональные и иррациональные верования разделяются в зависимости от нескольких факторов.
Рациональные убеждения могут быть доказаны и обоснованы, они не представляют собой абсолютных предписаний, являются потребностями и желаниями, помогают человеку в достижении целей и, в целом, оказывают на него положительное влияние.
Иррациональные же убеждения приводят к ложным заключениям, вызывают разрушительные эмоции, представляют собой обязательства и требования, мешают в достижении целей и негативно влияют на человека.
Как рациональные верования ведут к продуктивному поведению, так иррациональные ведут к саморазрушительному. Иррациональные верования запускают несколько процессов:
- Драматизация. «A» оценивается как нечто ужасное. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»
- Осуждение. «Те, кто не делают то, что «должны» — плохие».
- Отрицание своей толерантности. Иными словами, неспособность переносить возникающие трудности, отсутствие веры в себя и свои возможности.
По Эллису, существует три иррациональных верования:
- «Я должен делать все хорошо»
- «Все должны относится ко мне и обращаться со мной хорошо»
- «Мир должен быть для меня легким»
При этом, верования, которые касаются личных взглядов пациента, не затрагиваются в процессе психотерапии. Например, политические или религиозные убеждения остаются конфиденциальными.
Работа с иррациональными верованиями
Существует несколько последовательных этапов, на которых основывается работа с иррациональными верованиями.
Первый этап – аналитические диагностирование верований. На этом этапе у пациента выявляются иррациональные верования.
Второй этап – раскачивание и размягчение выявленных иррациональных верований. К каждому верованию пациента задаётся вопрос «что позволяет Вам считать эту мысль верной?». Этот вопрос основывается на том, что все верования существует в сознании человека и могут быть обоснованы и объяснены. Большая часть таких верований обычно не являются открытыми.
Третий этап – замена таких верований более рациональными. На этом этапе психотерапевт указывает пациенту на иррациональность его убеждений и предлагает новые, более гибкие верования.
Четвертый этап – вживление новой привычки. Здесь необходима регулярная тренировка, которая поможет пациенту заменить иррациональные верования на рациональные. Обычно вживление новой привычки практикуется пациентом самостоятельно, с помощью заполнения дневника и практических заданий. На психотерапевтических сессиях консультант проверяет проделанную работу и оценивает её эффективность.
Пятый этап – обучение самостоятельности. На этом этапе психотерапевт готовит пациента к самостоятельному решению внутреннего конфликта. Сессия заканчивается не тогда, когда проблема становится решенной, а когда психотерапевт понимает, что пациент готов к самостоятельной работе над собой.
Процесс рационально-эмотивной терапии
Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:
- Убеждение пациента в эффективности метода, применяющегося для его лечения. Излагаются теоретические основы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии и представляются примеры.
- Получение от пациента согласия на рассмотрение его иррациональных суждений (к программе ABC добавляется D – обнаружение нерациональных верований пациента)
- Обнаружение иррациональных суждений и ориентация на разработку собственных аргументов пациента против соответствующих убеждений
Техники РЭПТ-психотерапии
Существует несколько техник, которые используются в процессе рационально-эмотивной поведенческой психотерапии.
1. Когнитивные техники
- Самая распространенная – дискутирование. С помощью этой техники происходит оспаривание иррациональных идей.
- Детекция позволяет выявить эти иррациональные идеи, в особенности из категории «должен», «обязан» и «нужно».
- Дебатирование представляет собой последовательный ряд вопросов, задающихся психотерапевтом пациенту для отказа от иррациональной установки.
- Дискриминация позволяет разделить абсолютные и неабсолютные ценности.
- При библиотерапии пациенту предлагаются материалы для чтения и самопомощи.
Когнитивные техники также включаются в себя некоторые семантические методы (например, технику определения). Такие методы позволяют человеку изменить свое восприятие путем изменения языка: вместо «я должен…» использовать «я еще не научился…». Здесь также применяется техника «за» и «против» (пациенту необходимо перечислить положительные и отрицательные аспекты какого-либо внутреннего конфликта).
2. Эмоциональные техники
Психотерапевты часто предлагают эмоциональные техники, позволяющие укрепить эмоциональную установку на безусловное восприятие, используются юмористические методы, рассказы, стихи, афоризмы и т. д.
Здесь большую роль играют сила и энергия, которые двигают жизнь человека. Так, эмоциональные техники позволяют пациенту самостоятельно перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному.
Например, техника «атаки стыда»: пациенту предлагается вести себя какое-то время на публике не так, как он обычно это делает. Погрузившись в ситуацию стыда, человеку станет проще в будущем переносить какой-либо дискомфорт и решать внутренний конфликт.
Сюда также относят технику «принятия риска». Пациенту предлагается умышленно пойти на риск в той области, где человек хочет что-то изменить.
3. Поведенческие техники
В РЭПТ используются поведенческие техники еще с 1955 года. В них включаются упражнения, которые напрямую влияют на поведение человека в конкретных условиях, подобно выходу из зоны комфорта.
Например, упражнение «оставайся там», с помощью которого человек погружается в критическую ситуацию и остается там какое-либо время, помогает в дальнейшем вынести хронический дискомфорт.
В поведенческие техники включаются также упражнения, с помощью которых пациента побуждают приступать к делам сразу, а не откладывать их на потом, и упражнения «принятой роли Келли», когда клиента побуждают на такое поведение, будто он уже ведет себя рационально.
Существуют и техники, которые в РЭПТ категорически избегают. К ним относятся методики, которые отвлекают пациента от работы со своим мировоззрением – йога, релаксация, многоречивые и малоэффективные — техника свободных ассоциаций психоанализа, методы семейной психотерапии, техники нейролингвистического программирования и гештальт-терапии.
Таким образом, рационально-эмотивная поведенческая психотерапия не обращается к другим методам психотерапевтического лечения, а основывается на собственных приоритетах и техниках.
Эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии
Эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии
РЭПТ наиболее эффективна для пациентов, открытых к рефлексии и анализу своих мыслей. По Эллису, пациент – это ученик, успех которого зависит от собственной мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Задача психотерапевта же состоит в оказании помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений пациента. Психотерапевт выступает в роли учителя, указывает на иррациональные убеждения и помогает их изменить.
Эффективность РЭПТ прослеживается тогда, когда пациент обретает способность самостоятельно справляться с иррациональными суждениями. Если цель выполнена – значит психотерапия прошла успешно.
С 1972 по 1988 год эффективность рационально-эмотивной поведенческой психотерапии была изучена в более чем семидесяти исследованиях. Было выявлено, что 73% пациентов с психическими и психосоматическими заболеваниями получили улучшения, по сравнению с теми, кто не прошел терапию.
Предполагается, что пациент проходит три уровня инсайта:
- Поверхностный. Пациент осознает проблему и понимает, что её необходимо решить.
- Углублённый. Пациент распознает собственные интерпретации.
- Глубинный. Пациент мотивирован к изменениям, осознает внутренний конфликт.
Заключение
Показанием к применению РЭПТ являются различные психические и психосоматические заболевания. На данный момент рационально-эмотивная психотерапия используется не только в клинической сфере, но и, например, в образовании, коучинге и т. д.
Однако РЭПТ всё же имеет некоторые ограничения. Закрытые люди, неспособные к самоанализу и изменению, вряд ли смогут добиться результата с помощью этого психотерапевтического метода.
РЭПТ показан ответственным и открытым людям.
Как и другие методы, РЭПТ не является чудодейственной техникой. Работа над собой должна быть проведена не только на психотерапевтических сеансах, но и дома – за выполнением домашних заданий. За два-три сеанса добиться улучшения почти невозможно, необходимы повторные дискуссии.
Лечение пациента с помощью рационально-эмотивной психотерапии может достигать нескольких месяцев.