ПРОЛЕПСИС

ПРОЛЕПСИС (англ. prolepsis) — один из важнейших «механизмов» психического и личностного развития человека, заключающийся в ситуации, когда сам субъект развития в себе и/или к.-л. др. человек в нем «видит» то, что должно быть достигнуто в результате более или менее длительного процесса развития. Подчеркнем, что только «видением» дело, конечно, не ограничивается; предполагается, что в соответствии с «видением» организуется адекватная деятельность. Амер. психолог М. Коул (1997) определяет П. след. образом: культурный механизм, переносящий «конец в начало», называется П., что означает по словарю Уэбстера: «Представление будущего действия или развития как уже существующего». Примером П. (в данном случае его можно назвать гетеро-П.) может служить нормальное отношение родителей к младенцу как к личности, с которой следует общаться и действовать совместно (персонификация младенца); более того, уже у новорожденных иногда «открываются» признаки будущих черт характера и выдающихся способностей (музыкальных, спортивных, изобретательских, лидерских и т. п.). Подобные авансы (и мифы) имеют огромное значение для личностного развития ребенка. Благодаря им взрослые стремятся к тому, чтобы насытить совокупную деятельность не только эмоциональными средствами общения, но и подлинными знаками (в т. ч. речью). Т. о., совокупная деятельность всегда оказывается знаково-опосредствованной и в силу этого является той средой, где вызревают первичные интерпсихические функции, с которых, по Л. С. Выготскому, начинается путь развития, ведущий к индивидуальной деятельности и высшим психическим функциям. Одновременно совокупная деятельность включает предметы, а нередко и орудия. Поэтому уже в период младенчества встречается специфически человеческая среда развития деятельности. Последняя (помимо предмета деятельности) объективно оказывается трояко опосредствованной: взрослым (медиатором, посредником), знаком (семиотическим артефактом) и орудием (техническим артефактом). Эта «святая троица» составляет фундамент (каркас, скелет) исходной генетической единицы развития. Др. пример П. (который можно назвать ауто-П.) — ролевая игра «дошкольника», когда он представляет себя в той или иной взрослой роли (охотник, мать, учитель и т. д.), имитируя элементы культурной формы поведения. Нетрудно заметить центральную роль гетеро-П. и в описанном Выготским процессе превращения неудавшегося хватательного движения в указательный жест. См. Культурно-историческая психология. (Б. М.)

Психосоматика