- Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
- Историческая справка
- Принципы когнитивно-поведенческой психотерапии
- Цели когнитивно-поведенческой терапии
- 3 стратегии когнитивно-поведенческой терапии
- Техники когнитивно-поведенческой терапии
- Техника 1. Техника последовательного приближения
- Техника 2. Экспозиция
- Техника 3. Пирог
- Когнитивно-поведенческая психотерапия на практике
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия — это направление психотерапии, основанное на принципе зависимости мышления и поведения человека от его привычной реакции.
Историческая справка
Своё начало когнитивно-поведенческая терапия берёт около 30 лет назад. Данный вид психотерапии является результатом интеграции двух видов терапии: поведенческой и когнитивной. Поведенческая психотерапия основана на теории научения и принципах классического и оперантного обусловливания. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным привычкам.
Поведенческую психотерапию также называют бихевиоральной. Она появилась в 1950-х годах благодаря трудам И. Маркса, Х. Айзенка и Д. Вольпе. Специалисты, использующие данную терапию, сначала наблюдают за поведением человека в какой-либо проблемной ситуации и далее выявляют причины соответствующего поведения. Свою эффективность поведенческая психотерапия показала в лечении расстройств пищевого поведения (РПП), тревожных расстройств и других заболеваний.
Второй составляющей когнитивно-поведенческой терапии является когнитивная психотерапия. Она базируется на предположении, что в основе психологических проблем и психических расстройств человека лежат ошибки мышления. Данный вид психотерапии направлен на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия.
Данный вид психотерапии возник в 60-70-х годах А.Т. Беком и А. Эллисом. Когнитивная психотерапия направлена на анализ и модификацию мышления, идей и убеждений. Её тезис гласит, что организм человека реагирует не на само окружение, а на его личное восприятие. Другими словами, представления человека складываются из его личного видения.
Целью когнитивной психотерапии является изменения мышления пациента: трансформация неадаптивных, иррациональных способов мышления в адаптивные и рациональные.
Применяется данный вид терапии при лечении депрессивных и тревожных расстройств, галлюцинаций при шизофрении, нарушениях сна и т. д.
В начале 1890-х годов была сделана успешная попытка объединения когнитивной и поведенческой психотерапии в одно направление. Таким образом, теперь уже сформировавшаяся когнитивно-поведенческая терапия подразумевала под собой анализ и модификацию поведения и мышления человека.
Своё применение новый вид терапии получил в лечении депрессии, обессивно-компульсивного расстройства, нарушениях сна и других заболеваний. Когнитивно-поведенческая психотерапия обрела широкое распространение в лечении психосоматики.
Принципы когнитивно-поведенческой психотерапии
В основе когнитивно-поведенческой терапии стоит задача поиска у пациента автоматических мыслей, негативное влияющих на его поведение и травмирующих психику, и их замена на положительные, улучшающие качества жизни человека и рационализацию его мышления. Целью психотерапевта является выявление негативных мыслей у человека, которые сам он считает благими, поскольку они являются для него должными и единственно верными.
Процесс когнитивно-поведенческой консультации предполагает как активное участие специалиста-психотерапевта, так и пациента. Психотерапевт задаёт больному ряд вопросов, отвечая на которые пациент сможет понять то, как его внутренние негативные убеждения влияют на его поведение, дабы в дальнейшем действовать в соответствии с другими, наиболее правильными принципами, улучшить качество жизни или излечиться.
Главным принципом когнитивно-психологической терапии является ориентация на внутренний мир пациента таким образом, что человек сам приходит к умозаключениям. Психотерапевт не навязывает ему «правильную» точку зрения, а лишь задаёт наводящие вопросы, отвечая на которые, человек самостоятельно меняет свои взгляды, избавляясь от негативных мыслей.
Цели когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия имеет ряд важнейших целей:
- Дать возможность человеку изменить отношение к самому себе, понять, что он, как и все люди, способен совершать ошибки и показать ему, что именно от него зависит дальнейший исход событий
- Научить пациента контролировать поток своих автоматических мыслей
- Научить пациента дальнейшему анализу своих мыслей и их правильной рациональной переработке
- Научить пациента находить связь между своими мыслями и действиями. Дать ему возможность самому понять, откуда появляются те или иные негативные эмоции, найти их природу.
- Научить пациента управлять потоком своих мыслей, самостоятельно принимать решения о замене негативных мыслей, являющихся разрушительными для человека, на позитивные, положительно влияющие на его жизнь.
У когнитивно-поведенческой психотерапии есть несколько преимуществ, которые и обуславливают её растущую и по сей день популярность.
- Во-первых, при использовании данного вида психотерапии наступает быстрый терапевтический эффект. То есть, достаточно будет около 5-10 сеансов, чтобы человек смог понять природу своего недуга и научиться контролировать поток своих эмоций.
- Во-вторых, ряд клинических исследований доказал эффективность когнитивно-поведенческой терапии при лечении психосоматических и других расстройств. Таким образом, эффективность данной психотерапии проверена многочисленным опытом как на теории, так и на практике.
- В-третьих, активное участие пациента в собственном лечении помогает человеку выработать ряд навыков, которые в дальнейшем он сможет практиковать без обращения к психотерапевту, самостоятельно.
- В-четвертых, как и в гештальт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии действует принцип «здесь и сейчас». Это означает, что предметом исследования является не прошлое человека, а настоящее: текущие события, мышление и поведение.
3 стратегии когнитивно-поведенческой терапии
Существует три стратегии, которые используются в когнитивно-поведенческой терапии.
Выбор стратегии зависит от многих факторов: сложность пациента, вид его проблемы (психологического, психосоматического характера), отношение к своей проблеме, степень тяжести.
Стратегия №1: Первой стратегией является эмпиризм сотрудничества. В соответствии с ней, у пациента и психотерапевта возникает активный диалог, в результате которого выявляются автоматические мысли пациента. Далее эти мысли либо подкрепляются, либо опровергаются различными гипотезами, проводится их анализ. В конце делаются умозаключения, направленные на поиск альтернативных мыслей.
Стратегия №2. Вторая стратегия носит название «сократовский диалог». Он представляет собой формат «вопрос-ответ», предполагающий первичное выявление проблемы, поиск её логичного объяснения с помощью мыслей и образов, выявление восприятия человеком значения происходящего, оценка событий и поведения пациента. Ответы на все вопросы пациент должен найти самостоятельно, отвечая на вопросы психотерапевта. Примечательно, что вопросы не должны быть направлены на какой-либо определенный ответ и формирование у пациента определённой модели поведения. Они должны быть направлены на самостоятельное осмысление пациентом своих реакций на происходящее и формирование объективных представлений, не прибегая к защите извне.
Стратегия №3. Третьей стратегией является «направляемое открытие». Её цель состоит в том, чтобы помочь пациенту выработать новый опыт, прояснив проблемы его поведения. Благодаря «направляемому открытию» в будущем пациент сможет справляться с возникающими проблемами самостоятельно, научится правильно перерабатывать информацию и объективно мыслить.
Техники когнитивно-поведенческой терапии
Существует несколько техник когнитивно-поведенческой терапии, которые применяются в наши дни.
Техника 1. Техника последовательного приближения
Известно, что для того, чтобы достичь какой-либо цели нужно пройти через несколько последовательных шагов. Пациенты часто концентрируются на том, насколько цель от них далеко, а не на том, что для этого необходимо пройти несколько ступеней.
Приведём простой пример: студентка боится задать вопрос преподавателю перед аудиторией. В этом случае ей предлагается сначала задать вопрос другому студенту после занятия, поскольку сделать это для неё будет проще, чем задать вопрос напрямую преподавателю во время учебной пары. Пройдя этот шаг, далее она может задать вопрос преподавателю «один на один» после занятия. Если и это сделать удастся, далее необходимо пройти еще несколько подобных шагов, и наконец дойти до того, чтобы задать вопрос преподавателю перед аудиторией во время занятия. Так, пройдя несколько ступеней, достижение цели становится всё более близким. В ситуации студентки пропадает страх выступления перед аудиторией.
На этой концепции и основывается техника последовательного приближения. Пациент должен понять, что цель находится не так далеко, как он себе это представляет, и реализовать её будет возможно, пройдя несколько этапов. При применении данной техники специалист отмечает, что теперь, когда у пациента будет чёткая конечная цель, ему необходимо будет представить лестницу, по которой он шаг за шагом поднимается. Таким образом, ему удастся снизить тревогу и добиться желаемого результата.
Техника 2. Экспозиция
Часто пациенты с тревожными расстройствами страдают от так называемого избегания: чувствуют себя беспомощными, выполняя ряд каких-либо дел. К примеру, человек считает, что не выйдет ничего хорошего, если он позвонит друзьям: они не захотят видеть его и общаться с ним. Результатом избегания является провождение много времени дома и отказ от общения, что в дальнейшем отрицательно повлияет на деятельность человека. Данный тип избегания носит название «охранительное поведение». Человек думает, что избегая чего-либо, он предостережёт себя от негативных последствий и тревоги.
Использование техники «экспозиции» предполагает выявление у человека активности, которая вызывает у него дискомфорт. Пациенту предлагается попробовать заниматься этим каждый день (или несколько раз в день) до тех пор, пока тревога не начнёт ослабевать. Затем выявляется другая активность, сильнее влияющая на человека. С ней проделывается то же самое, пока тревога не отступит.
Часто специалист предлагает пациенту писать отчеты о результатах. Даётся таблица, содержащая 5 ячеек. В первой пишется дата. Во второй – вид деятельности. В третьей – предполагаемый уровень тревоги по шкале от 1 до 100. В четвёртой – реальный уровень тревоги, который испытал пациент, выполняя работу. В пятой – предположения (Я не смогу этого сделать/Я испугаюсь/Надо мной будут смеяться).
Благодаря данной технике человек постепенно избавляется от тревоги. Выполняя действия, выходящие за рамки зоны комфорта, человек становится увереннее в себе и избавляется от угнетающих мыслей.
Техника 3. Пирог
Часто людям привычнее и понятнее видеть свои цели и результаты на графических объектах. Отсюда берёт свое начало техника «пирог».
Рассмотрим небольшой пример: девушка не чувствует себя счастливой и удовлетворённой жизнью и не может понять в чём причина. Специалистом предлагается нарисовать диаграмму и разбить её на несколько частей, составляющих жизнь пациентки (встречи с друзьями, учёба, работа). Предположим, что учёба занимает у нее 60%, работа 30% и встречи с друзьями 10%. Теперь ей предлагается нарисовать другую диаграмму, где описано идеальное распределение своего времени на данные занятия. Диаграмма получается следующей: и работа, и учёба, и встречи с друзьями делят так называемый пирог на три равные доли. Таким образом, выявляется, что необходимо сделать пациентке, для того, чтобы вернуть гармонию в свою жизнь и чувствовать себя счастливой.
Данная техника также используется для выявления причины какого-либо негативного результата или, к примеру, недуга.
Предположим, что юноша получил за экзамен 2 балла из 5, соответственно попал на пересдачу. Это очень угнетает его и не даёт двигаться дальше. В разговоре с психотерапевтом он говорит, что обвиняет в этом себя на 100%, поскольку плохо подготовился. Специалист уточняет как и сколько по времени он готовился. Далее выявляются другие причины, которые могли бы повлиять на плохую сдачу экзамена: хорошо ли преподаватель объяснял предмет, какие вопросы попались студенту и были ли они изучены по программе и т. д. Теперь, после диалога специалиста и пациента, второй считает себя виноватым лишь на 50%, поскольку были и другие факторы, помешавшие ему сдать экзамен на хорошую оценку.
Когнитивно-поведенческая психотерапия на практике
На данный момент когнитивно-поведенческая терапия используется достаточно широко как в психотерапевтическом лечении психических заболеваний, так и при лечении психосоматических.
Например, в Великобритании существует государственная программа IAPT, обеспечивающая доступ населения к психотерапии и обучению психотерапевтов, созданию и развитию центров помощи. Следует отметить, что 80% врачей, участвующих в данной программе – когнитивно-поведенческие психотерапевты.
Когнитивно-поведенческая терапия – это возможность заменить устоявшиеся, разрушающие убеждения на рациональные, а жёсткие когнитивно-поведенческие связи на более гибкие, научив человека управлять потоком своих автоматических мыслей.